Программа профориентационной работы школы - МОУ-СОШ с. Елизаветино Аткарского района Саратовской области

Профориентация

Программа профориентационной работы МОУ СОШ с. Елизаветино

 

Цель: оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

 

Задачи:

         выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

         получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся

         обеспечение широкого диапазона вариативности профориентационной работы за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках технологии и в воспитательной работе; ·

         дополнительная поддержка некоторых школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (это наши «трудные», дети из неблагополучных семей);

         выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Пояснительная записка

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы нашел возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону. В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

 В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и, в достаточной степени, необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии. Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях: общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально- экономических и психофизических характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится под руководством директора, заместителями по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классными руководителями, социальным педагогом, библиотекарем, учителями-предметниками.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

         сформировать положительное отношение к труду;

         научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

         научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

         научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

         Профессиональная информация.

         Профессиональное воспитание.

План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.

 Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно- полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности. Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.

Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

 Что касается форм работы, то это могут быть:

         профориентационные уроки;

         экскурсии;

         классный час по профориентации;

         встречи со специалистами;

         профессиографические исследования;

         родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

 Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

 3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

 

План профориентационной работы

 

 

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

 

 

исполнения

 

 

п/п

 

 

 

 

 

I. Организационная работа в школе

 

1.

Проведение анализа результатов по

август

Зам. директора по ВР

 

 

профориентации за прошлый год.

 

Классные руководители

 

 

Планирование работы на текущий

 

 

 

 

учебный год.

 

 

 

2.

Обновление наглядных материалов по

сентябрь

Социальный педагог

 

 

профориентации.

 

Зам. директора по ВР

 

3.

Организация работы предметных кружков разных направлений, организация занятий в ЦДО «Точка роста»

 

в течение

Руководитель Центра, педагог-организатор

 

 

 

 

года

 

 

 

4.

Размещение информации по

 

в течение

Зам. директора по ВР, учитель информатики

 

 

профориентационной работе на

 

года

 

 

 

 

официальном сайте школы.

 

 

 

 

 

5.

Организация учебной деятельности по профильному обучению.

 

в течение

Зам. директора по УР, мастер производственного обучения

 

 

 

 

года

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Осуществление взаимодействия с

 

в течение

 

 

 

 

учреждениями профессионального

 

года

Зам. директора по ВР

 

 

образования, дополнительного

 

 

Социальный педагог

 

 

образования, ВУЗами области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Работа с педагогическими работниками

 

7

Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентацнонной работы с учащимися различных возрастных групп

 

в течение года

 

Зам. директора по ВР, социальный педагог

 

8

Организовать помощь в разработке классных часов по профессиональной направленности учащихся

 

в течение года

 

Зам. директора по ВР

 

9

Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника “Исследование готовности учащихся к выбору профессии” “Изучение личностных особенностей и способностей учащихся”,

“Изучение склонностей и интересов”,

“Изучение профессиональных намерений и планов учащихся”

 

в течение года

 

Социальный педагог

 

 

III. Работа с родителями

 

10

Проведение индивидуальных

 

в течение

 

Социальный педагог

 

 

консультаций с родителями по

 

года

 

 

 

 

вопросу выбора профессий

 

 

 

Классные руководители

 

 

учащимися.

 

 

 

 

 

11

Организация встреч учащихся с представителями различных профессий.

 

в течение

 

Социальный педагог

 

 

 

 

года

 

Классные руководители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Проведение родительских собраний в

 

в течение

 

Зам. директора по ВР

 

 

9,11 классах

 

года

 

 

 

 

«Анализ рынка труда и

 

 

 

Классные руководители

 

 

востребованности профессий».

 

 

 

 

 

13

Подготовка рекомендаций родителям

 

в течение

 

Социальный педагог

 

 

по возникшим проблемам

 

года

 

Классные руководители

 

 

профориентации.

 

 

 

 

 

14

Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия, организации своего села и района.

 

в течение года

 

Классные руководители, зам. директора по ВР

 

 

IV. Работа с учащимися

 

года

15

 

 

 

 

 

 

 

Проведение конкурсов презентаций «Профессии будущего», интеллектуальных игр, классных часов, бесед.

 

в течение года

 

Социальный педагог, классные руководители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности.

 

в течение года

 

Классные руководители, социальный педагог

 

16

Участие во всероссийском

 

В течение года

 

Зам. директора по ВР, классные руководители

 

 

профоринтационном уроке для 9-11

 

 

 

 

 

 

классов «ПроеКТОрия»

 

 

 

 

 

17

Организация и проведение встреч с представителями различных профессий.

 

в течение года

 

Зам. директора по ВР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования.

 

     в течение

 

Социальный педагог

 

 

 

 

года

 

Классные руководители

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 Встречи учащихся с выпускниками школы.

 

В течение года

 

 зам. Директора по ВР

 

                         

 

 

 

Приложение 1

        Тематика (рекомендуемая) классных часов по профориентационной работе

 

1-4 класс

1

Мир моих интересов.

2

Все работы хороши – выбирай на вкус.

3

Профессии наших родителей.

4

О профессиях разных, нужных и важных.

5

Путь в профессию начинается в школе.

6

Моя мечта о будущей профессии.

7

Труд на радость себе и людям.

 

5-8 классы.

1

Мир-профессий. Человек-техника.

2

Почтовая  связь  в  нашей  стране.  Почта  нужна  всем.  Экскурсия  в

 

отделение связи.

3

Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист.

 

Конкурс.

4

Мир профессий. На страже закона. Встреча.

5

Мир профессий. Книга-выставка.

6

Мир профессий. Электронные помощники.

7

Астрономия наших дней.

8

Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча.

 

9-11 классы.

1

Познай самого себя.

2

Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии.

 

Анкетирование.

3

Профориентация и медицинская профконсультация.

4

Мотивы выбора профессии.

5

Психологические характеристики профессий.

6

Они учились в нашей школе.

7

Выпускники школы-учителя

8

Профессии с большой перспективой.

9

Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека.

10

Что век грядущий нам готовит?

11

Профессии с большой перспективой.

12

Сотвори свое будущее.

13

Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и

 

литература.