Программа профориентационной работы МОУ СОШ с. Елизаветино
Цель: оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
• выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
• получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся
• обеспечение широкого диапазона вариативности профориентационной работы за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках технологии и в воспитательной работе; ·
• дополнительная поддержка некоторых школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (это наши «трудные», дети из неблагополучных семей);
• выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Пояснительная записка
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы нашел возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону. В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и, в достаточной степени, необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии. Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях: общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально- экономических и психофизических характеристиках профессий.
В школе профориентационная работа проводится под руководством директора, заместителями по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классными руководителями, социальным педагогом, библиотекарем, учителями-предметниками.
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:
• сформировать положительное отношение к труду;
• научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
• научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
• научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
• Профессиональная информация.
• Профессиональное воспитание.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно- полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности. Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.
Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Что касается форм работы, то это могут быть:
• профориентационные уроки;
• экскурсии;
• классный час по профориентации;
• встречи со специалистами;
• профессиографические исследования;
• родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
План профориентационной работы
|
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
|
||||||||
№ |
|
исполнения |
|
|
||||||||
п/п |
|
|
|
|
||||||||
|
I. Организационная работа в школе |
|
||||||||||
1. |
Проведение анализа результатов по |
август |
Зам. директора по ВР |
|
||||||||
|
профориентации за прошлый год. |
|
Классные руководители |
|
||||||||
|
Планирование работы на текущий |
|
|
|
||||||||
|
учебный год. |
|
|
|
||||||||
2. |
Обновление наглядных материалов по |
сентябрь |
Социальный педагог |
|
||||||||
|
профориентации. |
|
Зам. директора по ВР |
|
||||||||
3. |
Организация работы предметных кружков разных направлений, организация занятий в ЦДО «Точка роста» |
|
в течение |
Руководитель Центра, педагог-организатор |
|
|||||||
|
|
|
года |
|
|
|
||||||
4. |
Размещение информации по |
|
в течение |
Зам. директора по ВР, учитель информатики |
|
|||||||
|
профориентационной работе на |
|
года |
|
|
|
||||||
|
официальном сайте школы. |
|
|
|
|
|
||||||
5. |
Организация учебной деятельности по профильному обучению. |
|
в течение |
Зам. директора по УР, мастер производственного обучения |
|
|||||||
|
|
|
года |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
6. |
Осуществление взаимодействия с |
|
в течение |
|
|
|
||||||
|
учреждениями профессионального |
|
года |
Зам. директора по ВР |
|
|||||||
|
образования, дополнительного |
|
|
Социальный педагог |
|
|||||||
|
образования, ВУЗами области. |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
II. Работа с педагогическими работниками |
|
|||||||||||
7 |
Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентацнонной работы с учащимися различных возрастных групп |
|
в течение года |
|
Зам. директора по ВР, социальный педагог |
|
||||||
8 |
Организовать помощь в разработке классных часов по профессиональной направленности учащихся |
|
в течение года |
|
Зам. директора по ВР |
|
||||||
9 |
Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника “Исследование готовности учащихся к выбору профессии” “Изучение личностных особенностей и способностей учащихся”, “Изучение склонностей и интересов”, “Изучение профессиональных намерений и планов учащихся” |
|
в течение года |
|
Социальный педагог |
|
||||||
|
III. Работа с родителями |
|
||||||||||
10 |
Проведение индивидуальных |
|
в течение |
|
Социальный педагог |
|
||||||
|
консультаций с родителями по |
|
года |
|
|
|
||||||
|
вопросу выбора профессий |
|
|
|
Классные руководители |
|
||||||
|
учащимися. |
|
|
|
|
|
||||||
11 |
Организация встреч учащихся с представителями различных профессий. |
|
в течение |
|
Социальный педагог |
|
||||||
|
|
|
года |
|
Классные руководители |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
12 |
Проведение родительских собраний в |
|
в течение |
|
Зам. директора по ВР |
|
||||||
|
9,11 классах |
|
года |
|
|
|
||||||
|
«Анализ рынка труда и |
|
|
|
Классные руководители |
|
||||||
|
востребованности профессий». |
|
|
|
|
|
||||||
13 |
Подготовка рекомендаций родителям |
|
в течение |
|
Социальный педагог |
|
||||||
|
по возникшим проблемам |
|
года |
|
Классные руководители |
|
||||||
|
профориентации. |
|
|
|
|
|
||||||
14 |
Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия, организации своего села и района. |
|
в течение года |
|
Классные руководители, зам. директора по ВР |
|
||||||
|
IV. Работа с учащимися |
|
года |
|||||||||
15 |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Проведение конкурсов презентаций «Профессии будущего», интеллектуальных игр, классных часов, бесед. |
|
в течение года |
|
Социальный педагог, классные руководители |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности. |
|
в течение года |
|
Классные руководители, социальный педагог |
|
||||||
16 |
Участие во всероссийском |
|
В течение года |
|
Зам. директора по ВР, классные руководители |
|
||||||
|
профоринтационном уроке для 9-11 |
|
|
|
|
|
||||||
|
классов «ПроеКТОрия» |
|
|
|
|
|
||||||
17 |
Организация и проведение встреч с представителями различных профессий. |
|
в течение года |
|
Зам. директора по ВР |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
18
|
Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования. |
|
в течение |
|
Социальный педагог |
|
||||||
|
|
|
года |
|
Классные руководители |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
19 |
Встречи учащихся с выпускниками школы. |
|
В течение года |
|
зам. Директора по ВР |
|
||||||
Приложение 1
Тематика (рекомендуемая) классных часов по профориентационной работе
|
1-4 класс |
1 |
Мир моих интересов. |
2 |
Все работы хороши – выбирай на вкус. |
3 |
Профессии наших родителей. |
4 |
О профессиях разных, нужных и важных. |
5 |
Путь в профессию начинается в школе. |
6 |
Моя мечта о будущей профессии. |
7 |
Труд на радость себе и людям. |
|
5-8 классы. |
1 |
Мир-профессий. Человек-техника. |
2 |
Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в |
|
отделение связи. |
3 |
Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. |
|
Конкурс. |
4 |
Мир профессий. На страже закона. Встреча. |
5 |
Мир профессий. Книга-выставка. |
6 |
Мир профессий. Электронные помощники. |
7 |
Астрономия наших дней. |
8 |
Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча. |
|
9-11 классы. |
1 |
Познай самого себя. |
2 |
Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. |
|
Анкетирование. |
3 |
Профориентация и медицинская профконсультация. |
4 |
Мотивы выбора профессии. |
5 |
Психологические характеристики профессий. |
6 |
Они учились в нашей школе. |
7 |
Выпускники школы-учителя |
8 |
Профессии с большой перспективой. |
9 |
Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека. |
10 |
Что век грядущий нам готовит? |
11 |
Профессии с большой перспективой. |
12 |
Сотвори свое будущее. |
13 |
Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и |
|
литература. |