Программа развития физкультуры и спорта - МОУ-СОШ с. Елизаветино Аткарского района Саратовской области

Программа развития физкультуры и спорта

Управление образования Аткарского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Елизаветино Аткарского района Саратовской области

412408, Саратовская область, Аткарский район, село Елизаветино, ул. Елизаветинская, д. 2;

тел.: 8(4552)4-71-31 E-Mailschool-elizavetino@inbox.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

развития физической культуры  и спорта, олимпийского движения

«Школа за здоровый образ жизни»

 

 

 

 

 

 

Авторы:

Заместитель директора по УВР Чернышова Т.И.

Заместитель директора по УВР Игнатова З.И.

Учитель физической культуры Скурихина Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Елизаветино

2015 г.

I.  Актуальность

 

«Не бойся, если не получится, бойся не попробовать»

 

Проблема здоровья, развития и воспитания детей имеет важнейшее государственное значение. На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как  неблагоприятные     социальные    и  экологические  условия.  Неблагоприятная экологическая обстановка  существенно    повышает   их   заболеваемость   и  снижает   потенциальные  возможности образовательного  процесса.  Причиной  ухудшения  здоровья учащихся является  и  нарушение правил здорового образа жизни.

Утрата  интереса  к  учебе   –  это показатель  влияния  школьного  обучения   на  здоровье ученика, который  ежедневно  оставляет  в  стенах  школы  частичку  своего  здоровья. Если обучать ребенка в неприспособленных для этого помещениях, запрещать ему на уроках двигаться и выражать свои эмоции, не обеспечивать его в течение дня горячим питанием, не  стимулировать   у него  интерес  к  учебе, не вовлекать его в занятия физкультурой и спортом - все это гарантированно наносит ущерб здоровью ученика.

Поэтому педагогический коллектив главным в своей работе считает организацию качественного  обучения,  развития  и  воспитания  учащихся  без  ущерба  их здоровью,   воспитание  культуры  здоровья школьников.

Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок. Наша школа стремится отвечать на новые запросы общества: формирование здорового образа жизни является одной из актуальнейших вопросов в системе обучения.

В МОУ-СОШ с. Елизаветино создана  Программа   системного  подхода  к решению проблем сохранения здоровья детей и подростков. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы он научился любить  себя,  людей, жизнь. Только человек,  живущий в гармонии с собой и с миром, будет здоров. «Чтобы оставаться здоровым, страдания надо нести» - так считал великий поэт Овидий, с которым сегодня согласится любой врач, понимающий связь между здоровьем и теми нелёгкими усилиями, которые надо приложить для его достижения. Большие достижения требуют большого труда. Школьники путем маленьких побед над собой, над своей ленью, будут двигаться к большим достижениям.

 

 

II. Цель  и задачи  Программы

Цель: Пропаганда здорового образа жизни, повышение двигательной активности школьников, приобщение их к олимпийскому движению.

Задачи:

1. Внедрять олимпийское образование среди школьников, родителей, педагогов.

2. Формировать негативное отношение к вредным привычкам.

3. Обучать школьников  использованию  двигательного   опыта в организации активного отдыха и досуга и  поведения в экстремальных ситуациях.

4. Привлекать  родителей к систематическим занятиям физической культурой самим и вместе с детьми.

5. Организовать систематическую физкультурно-оздоровительную и спортивно – массовую работу в образовательном учреждении.

6.  Развивать материально – техническую   базу и создавать благоприятные условия для занятий физической культурой и спортом.

 

III. Сроки реализации Программы

 

I этап. Подготовительный – 2013 - 2014 г.г.

· Анализ  состояния;

· Планирование реализации основных направлений Программы;

· Создание условий реализации Программы;

· Начало реализации Программы.

 

II этап. Основной –   2014-2015 г.г.

· Поэтапная реализация Программы в соответствии с целями и задачами;

· Промежуточный мониторинг результатов;

· Корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными            результатами.

 

III этап. Заключительный ‑  2015-2016 г.г.

· Завершение реализации Программы;

· Мониторинг результатов;

· Анализ результатов.

 

 

 

IV. Содержание Программы

I этап. Подготовительный – 2013 - 2014 г.г.

этапа

Основные мероприятия

Сроки

реализации

Ответственные

Результаты

1.1

Создание творческой группы  учителей.

Разработка программы "От маленьких побед к большим достижениям».  Утверждение на методическом совете школы.

Август

2013 г.

Администрация, педагоги, Управляющий совет школы

Программа "От маленьких побед к большим достижениям»"

1.2

Диагностика состояния здоровья обучающихся,  их физической подготовленности.

 

Сентябрь – ноябрь 2013г.

учитель физической культуры

Аналитические справки о состоянии здоровья и физической подготовленности обучающихся

1.3

Формирование информационного банка данных о состоянии здоровья, физического развития и подготовленности, занятости школьников

Декабрь 2013г  – январь  2014

Администрация, учитель физической культуры, классные руководители

Банк данных о состоянии здоровья, подготовленности и занятости обучающихся

1.4

 

 

 

 

 

Повышение квалификации педагогических кадров по теме «Здоровый образ и олимпийское образование»

Январь – февраль 2014г.

Администрация,

Рук-ли ШМО

Методические разработки, дидактические пособия по теме

« Здоровый образ и олимпийское образование»

1.4.1

Семинары:

«Здоровье школьников», «Профилактика употребления ПАВ, формирование здоровых привычек школьников», «Олимпиада начинается в школе»

Март, апрель, май 2014г.

Школьные методические объединения

Методические разработки по ЗОЖ, олимпийскому движению, презентации, буклеты, информация на школьном сайте

 

II этап. Основной –   2014-2015 г.г.

 

этапа

Основные мероприятия

Сроки

реализации

Ответственные

Результаты

2.1

Создание стенда

«Наши достижения»,

Оформление стендовых экспозиций  спортивных наград

Сентябрь

2014г.

Заместитель директора по ВР, учитель физической культуры

стенд «Наши достижения», стендовые экспозиции спортивных наград

2.2

Оформление информационного стенда «Олимпийское движение»

Октябрь

2014г.

Совет старшеклассников

Информационный стенд «Олимпийское движение»

2.3

Заседания школьных методических объединений классных руководителей

" Учебная нагрузка. Режим дня школьника"

Октябрь

2014г.

Руководители школьных методических объединений

Протоколы заседаний

2.4

Родительские собрания по вопросам воспитания здорового поколения «Здоровые дети»

Ноябрь

2014г.

Классные руководители

Материалы для родительских собраний

2.5

Обновление информационного банка данных о состоянии здоровья, физического развития и подготовленности, занятости школьников

Ноябрь - декабрь

2014г.

Администрация, педагоги,

Информационный банк данных

2.6

Мониторинг физического развития обучающихся в соответствии с нормативами ГТО

В течение учебного года

Учитель физической культуры

Протоколы сдачи норм ГТО

2.7

Создание и обновление банка данных спортивных достижений обучающихся

В течение учебного года

Учитель физической культуры, совет старшеклассников

Банк данных спортивных достижений обучающихся

2.8

Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (зарядка, физминутки, динамические паузы, подвижные игры)

В течение учебного года

Дежурный класс  по школе, члены совета старшеклассников

Информация для школьного сайта

2.9

Проведение спортивных часов  в каникулярное время

4 раза в год

Классные руководители      1 – 11 классов

Фотоотчёты для сайта

2.10

Организация  школьной спартакиады

В течение учебного года

Совет старшеклассников

Выявление самого спортивного класса, самого активного спортсмена

2.11

 

Проведение  спортивно – массовых мероприятий и соревнований

По календарному плану школы

Учитель физической культуры

Отчёты о проделанной работе

 

2.11.1

 

Школьные спортивные соревнования:

· Кросс «Золотая осень»;

· Соревнования по баскетболу;

· Соревнования в рамках акции «Спорт вместо наркотиков» (эстафеты, матчевые встречи, подвижные игры);

· Подвижные игры и эстафеты;

· «А ну – ка, мальчишки!», «А ну – ка, парни!;

· Школьный этап «Президентские состязания»;

· Школьный этап «Президентские спортивные игры»;

· Школьный этап ГТО.

 

 

 

2.11.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие в городских соревнованиях:

· Акция «Кросс на приз губернатора»; «Кросс ко Дню Победы»

· Первенство города по волейболу;

· Первенство города по баскетболу;

· Соревнования по баскетболу среди сборных команд;

· Первенство города по футболу;

· Открытие лыжного сезона «Лыжня России»;

· Кубок КЭС-Баскет» среди городских команд;

· Соревнования по баскетболу среди 8 – 9 классов;

· Легкоатлетическая эстафета, посвящённая Дню Победы;

· «Военно – патриотическая игра «Зарница»

· Муниципальный этап  «Президентские состязания»;

· Муниципальный этап «Президентские спортивные игры»;

· Муниципальный этап ГТО.

По плану работы Управления образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчёты, грамоты, призы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.12

Проведение олимпийских уроков в школе: (предметные уроки, уроки физической культуры, классные часы и т.д.).

В течение учебного года

Учителя-предметники, классные руководители      1 – 11 классов

Методические разработки уроков

2.13

Круглый стол по проблеме «Олимпийское образование»

Январь

2015

Школьных МО классных руководителей

1 – 4, 5 – 8, 9 – 11 классов

Протоколы заседаний школьных МО

2.14

Проведение конкурсов:

· КТД «День здоровья»

· Кросс «Юная шиповка»

· Школьные соревнования по футболу сред 5 – 7 классов

· Веселые старты для 1 – 4 классов

· Молодежный забег, посвященный 9 мая

· Школьные соревнования по футболу «Кожаный мяч» 8 – 11 класс

· Театральное представление «Нет безвредного табака»

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР,

Учитель физической культуры

 

Подведение итогов конкурсов.

 

Награждение лучших обучающихся

2.15

Формирование и пополнение банка программно-методического материала по теме «Олимпийское образование»

В течение учебного года

Руководитель методического совета школы, руководители школьных МО

Банк программно-методического материала по теме «Олимпийское образование»

2.16

Классные часы в 1 – 11 классах: «Как нужно относиться к своему здоровью», "Личная гигиена подростка", "Подросток в мире вредных привычек".

В течение учебного года

Заместитель директора по УВр. Классные руководители. Учитель физической культуры

Материалы для информационного стенда и школьного сайта

2.17

Участие педагогов в городских соревнованиях

По плану работы

Педагоги школы

Отчёты, грамоты, призы

2.18

Приобретение спортинвентаря

 

В течение учебного года

Администрация, педагоги, Управляющий совет школы

Спортивный инвентарь,  

 

 

 

III этап. Заключительный ‑ 2015-2016 г.г.

 

этапа

Основные мероприятия

Сроки

реализации

Ответственные

Результаты

3.1

День здоровья

«Малые Олимпийские игры»

Октябрь

2015г.

Учитель физической культуры, классные руководители, родительский комитет

Протоколы соревнований, информация на сайте

3.2

Освещение  реализации программы на школьном  сайте

В течение учебного года

Администрация

Фотоотчёты

3.3

Выставка спортивных достижений спортсменов школы

В течение учебного года

Учитель физической культуры

Кубки, грамоты

3.4

Обобщение  и распространение опыта работы по реализации Программы среди образовательных учреждений района, среди участников воспитательно – образовательного процесса

В течение учебного года

Учитель физической культуры, методический совет школы

Участие во Всероссийских , областных конкурсах, публикации на школьном сайте

3.5

Подведение итогов реализации Программы

 

Май

2016 г.

Директор, методический совет школы

Использование здоровьесберегающих технологий,  информационных ресурсов и технологий нового поколения,  новых направлений   работы с обучающимися различных групп здоровья на уроках физической культуры. Сравнительный мониторинг  состояния здоровья обучающихся.

 

 

V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Кадровые ресурсы

В школе работает стабильный педагогический коллектив, обладающий высоким уровнем профессиональной компетентности, что позволяет успешно решать все актуальные проблемы и реализовывать социальные запросы, образовательные потребности обучающихся и их родителей.

5 педагогов награждены знаками «Отличник народного просвещения» и «Почётный работник общего образования РФ».

Всего педагогических работников

Высшая категория

Первая категория

Соответствие

Молодые специалисты, вновь прибывшие учителя

20

2

8

7

1

Учитель физической культуры имеет высокий профессиональный уровень.

Победитель муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года -2014».

Материально - технические ресурсы
Материально -  техническое обеспечение школы способствует развитию физической культуры и   олимпийскому образованию.   В школе имеется спортивный зал, спортивная площадка, медицинский кабинет, актовый зал, музей, столовая.  Учебные кабинеты  оснащены современным мультимедийным оборудованием. Работает кабинет социального педагога. Функционирует библиотека, укомплектованная учебной литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и обучающихся, читальный зал.

Методические ресурсы

Методические разработки учебных занятий, внеклассных мероприятий, внеклассных мероприятий педагогов по ЗОЖ и  олимпийскому образованию. Методические рекомендации по олимпийскому образованию для классных руководителей и учителей - предметников.

Информационные ресурсы

Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников воспитательно-образовательного процесса, осуществляется через регулярное обновление информации на сайте школы, выпуск школьной газеты «Информашка», информационных буклетов, информационный стенд.

 

 

 

 

 

VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

• Увеличение количества учащихся, занимающихся физической культурой и спортом (до 80%).

• Снижение уровня заболеваемости, учащихся школы.

• Повышение качества знаний учащихся.

• Повышение уровня культуры здоровья учащихся.

• Улучшение санитарно-гигиенического режима в организации образовательного процесса.

• Улучшение качества питания учащихся.

• Повышение уровня взаимодействия семьи и школы.

Программой предусматривается освоение педагогическим коллективом здоровьесберегающих технологий,  информационных ресурсов и технологий нового поколения, разработка методик  работы с обучающимися различных групп здоровья на уроках физической культуры, методик мониторинга  состояния здоровья обучающихся, эффективности  вводимых инноваций и качества образовательного процесса как качества  его условий, процессов и результатов.

Одной из задач внеурочной спортивной работы является выявление одаренных детей, привлечение их к занятиям в спортивных сециях.

В воспитательной работе будут освоены такие новые способы организации жизнедеятельности коллективов обучающихся, как школьное олимпийское движение, волонтерство, проведение специальных  акций (реклама, агитбригады). Все это войдет в систему работы по просвещению и популяризации спорта и здорового образа жизни наряду с классными часами, подготовкой массовых спортивных праздников.

Результатом реализации программы станет объединение всех участников образовательного процесса общей идеей проведения Олимпийских игр школы. Их деятельность будет формировать основу для  здоровьесбережения, для олимпийского образования и просвещения. Будут  заложены традиции общешкольного праздника «Малые олимпийские игры», совместного участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях  обучающихся, педагогов,  родителей, выпускников.

Исходя из вышеизложенного, изменения в результате реализации Программы по развитию физической культуры и спорта, олимпийского образования «От маленьких побед к большим достижениям»  будут являться системными, охватывающими все направления деятельности МОУ СОШ с. Елизаветино.

VII. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса и субъектов образования:

· обучающихся – в программах физкультурно-спортивной направленности основного и дополнительного образования, реализуемых дифференцированно с учетом их индивидуальных особенностей, в обеспечении их здоровьесбережения, достаточного уровня физической активности, в олимпийском образовании и просвещении, в созданных условиях для роста и становления успешной и конкурентоспособной личности;

· родителей – в  обеспечении условий для максимального развития детей в соответствии с их потенциальными возможностями;

· педагогического коллектива – в обеспечении возможностей повышения профессиональной компетентности, дополнительных возможностей творческой самореализации в образовательном процессе, в решении проблем профессионального выгорания педагогов;

· образовательного учреждения – в позиционировании на рынке образовательных услуг как образовательное учреждение, внедряющее инновационные образовательные программы, создании позитивного имиджа, повышении конкурентоспособности среди образовательных учреждений района, создании благоприятных условий для дальнейшего развития МОУ СОШ с. Елизаветино.

 

VIII.ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ЭФФЕКТИВНОСТИ   ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Наименование показателя

Единица измерения

Целевой ориентир

11

Удовлетворенность обучающихся  количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной направленности, участием в олимпийском движении, олимпийским образованием

%

Не менее 90

22

Удовлетворенность родителей количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной направленности, участием обучающихся в олимпийском движении, олимпийским образованием

%

Не менее 80

33

Удовлетворенность педагогического коллектива количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной направленности, участием обучающихся в олимпийском движении, олимпийским образованием

%

Не менее 90

44

Доля обучающих участвующих в  испытаниях по нормативам физической подготовленности (ГТЗО)

%

Не менее 92

55

Доля обучающих принимающих участие в спортивно – массовых и физкультурно–оздоровительных мероприятиях школы

%

Не менее 90

66

Доля обучающихся основной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом, олимпийским движением школы

%

100

77

Доля семей, посещающих спортивные мероприятия школы от общей численности семей обучающихся

%

Не менее 20

88

Доля учителей, освоивших и применяющих здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии

%

100

99

Включенность педагогов и персонала школы в работу по реализации инновационной общеобразовательной программы

%

100

110

Доля педагогов,  систематически занимающихся в спортивных и оздоровительных группах

%

60

111

Включенность участников образовательного  процесса в ЗОЖ и олимпийское образование

%

90

112

Снижение пропусков занятий в связи с заболеваемостью обучающихся

детодней

Не более 7

113

Доля сотрудников, не имеющих больничных листов в течение ученого года от общего числа сотрудников

%

Не менее 80

114

Доля выявленных обучающихся, показывающих высокие спортивные достижения

Чел.

50

115

Обеспеченность материально-техническим оборудованием для организации здоровьесберегающей деятельности, просветительской работы

%

Не менее 100%